МАНДРАГОРА:
Ишь,
кричит-надрывается!
 Ну,
если колдунья знала свое дело на пять с плюсом, то в первую очередь положила в
снадобье корень мандрагоры. Помните, в фильме о Гарри Потере куст был
диковинный, который криком заходился, когда его из земли тащили? Это киношники
в «Ромео и Джульетте» отыскали досье на растение: «Когда его вырывают с корнем,
оно кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит. А запах листьев
так силен, что от него люди становятся немыми».
В
старину народ вообще считал, что мандрагора — получеловек, и
все потому, что больно уж кустик на человеческую фигурку смахивает: корешки
раздваиваются, образуя ручки-ножки, а листва точь-в-точь напоминает роскошную
шевелюру. Древнеримский писатель Плиний уверял, будто бы белый корень — самец,
а черный — самка. И Боже вас избавь своими руками вытянуть «вредину» из земли,
страшных бедствий не избежать! Коль приспичило раздобыть
мандрагору, надо привязать черную собаку к подкопанному корню, себе залепить
уши смолой и воском и испугать беднягу-пса так, чтобы он рванул с места. «В
сухом остатке» — вожделенный спелый корень и дохлый полкан (животное, как и
обещано, испускало дух от жутких воплей мандрагоры).
Давным-давно
верили, что эта «особа» предпочитает расти у подножья виселиц. Уж простите за
неприятные подробности, но говаривали, будто растение возникает аккурат в том
месте, куда капнул жир или семя повешенного. Так что за сила таилась в травке,
ради которой народ не жалел сотни черных собак?
Считалось,
что сок мандрагоры — лучшее средство от демонов и дьявола, если данные сущности
вселились в человека. В средневековых знахарских
книгах даже рецептик сохранился: «Для жертвы, одержимой демонами, возьми от
тела упомянутой мандрагоры сока, количеством столько, сколько весит
трехпенсовик, дай выпить, и вскорости больной будет излечен». А еще можно взять
корешок растения и шесть часов кряду варить его в одном котле со слоновьей
костью: от магического соседства и долгой варки кость размягчается — лепи из
нее что хочешь, чистый пластилин! Спросите, зачем лепить фигурки из слоновой
кости? А как же в колдовском деле без этого? Только с фигурками...
Но не
будем сгущать краски, есть у мандрагоры и более мирная миссия: беречь
человека от дурного глаза, привораживать любимых и
приносить владельцу богатство да счастье. Хотите купаться в любви
и роскоши и быть неуязвимым для нападок врагов, зашейте кусочек корешка в
одежду. А можно сделать из него домашний амулет! Положите корень на самое
видное место в доме, пусть там денечка три полежит, затем погрузите на ночь в
теплую воду (видимо, имеется в виду термос) — оберег готов. Не забудьте только
капнуть капельку своей крови в ямку, откуда выкопали кустик мандрагоры. Этот
ритуал удесятерит силу амулета: и от бесплодия вылечит, и влюбленных соединит
навеки и... да все чего пожелаете, преподнесет.
Жаль
только, что сыскать нынче мандрагору задача не из легких. В прежние времена она
предпочитала влажное Средиземноморье, а теперь и там стала редкостью. Говорят,
из-за того, что всю мандрагору извели, исцеляясь от бесов...
СОН-ТРАВА:
наш
прострел везде поспел
Второй
ингредиент, который предположительно добавила колдунья в булькающий котел —
сон-трава или прострел поникший. Чтобы воочию увидеть этот цветок, нужно ранней
весной отправиться высоко-высоко в горы. Там, среди
растаявшего снега, распускается диво дивное — светло-фиолетовые колокольчики в
обрамлении нежнейшего меха. Да-да, не удивляйтесь! Стебли и листья прострела
покрыты мягким, как у котенка, пушком. А цветы, прежде чем распуститься и явить
миру удивительной красоты бутон, стоят с поникшими головками, будто дремлют. За
это и получили название...
Легенд
о сон-траве хоть отбавляй, одна другой интересней. Говорили, будто однажды
охотник увидел, как медведь вырвал из земли корень прострела и ну его
лизать-обсасывать. Вволю накушавшись, Михайло Потапыч захмелел и заснул без
задних ног. Зверолов последовал мишкиному примеру, «нализался» прострела и тоже
отправился в царство Морфея.
А еще
рассказывали, как давным-давно молодушка-красавица пошла в лес погулять да
цветочков собрать. Примечала лебедушка цветики яркие, шаг за шагом удалялась в
лесные недра. И не ведала, что не по своей воле забредает вдаль от дома, а
леший приглядел ее и заманивает во владенья. Увлек, завел колдун проклятый красавицу
на глухую поляну, окруженную вековыми соснами, глубокими обрывами и
неприступной скалой.
Опомнилась девица, да поздно, дороги назад не найти... А леший тем временем
обернулся в молодца пригожего и вышел навстречу: «Не бойся меня, девица
красная! Я тебе зла не сделаю. Лишь одного хочу — чтобы ты стала моей, ибо в
этом лесу я царь и повелитель, все мне подвластно!» В общем, стандартный
мужской ход...
А
девица гордая была, крикнула: «Не бывать этому!» — и кинулась бежать. Да разве
спасешься в чаще непролазной? Тут еще молодец скинул с себя маску благочиния и
обернулся костлявым дедом. Подскочило страшилище лесное к пленнице, схватило ее
за руки, а та со всей силы ударила лешего. Раздался треск, словно ветка сухая
сломалась, и чудище упало наземь в мучительных корчах. Бросилась девушка
бежать, но будто неведомая сила удерживала ее на месте, такая усталость
одолела, что шагу не ступить — это колдун напустил на бедняжку сон дурной.
Рученьки-ноженьки девичьи ослабели, упала она, покрылась дымкой голубой, как
весеннее небо, и растаяла... А на том месте пробился из-под земли красивый
цветок, подставив бархатную фиолетовую чашечку солнечным лучам...
Свежие
листики сон-травы горьки и ядовиты, — от отвращения к злому лешему, а сушеные
становятся лекарством — от доброго девичьего сердца...
ОСИНА:
«Жить
тебе в вечном страхе!»
О
вечно дрожащей осине еще в Библии упоминалось и, прямо скажем, не с лучшей
стороны. Считалось, что Крест Господень был сделан из осиновой древесины, и
принял на нем Иисус Христос муки распятия. Богородица наказала дерево: «С тех
пор ветви осины охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако биологи
скептически пожимают плечами: осина не растет в жаркой Палестине, вряд ли могла
«насолить».
А
православные уверены, что дрожит дерево из-за того, что когда-то на нем
повесился Иуда Искариот. Проклято оно из-за Предателя...
Далекие
предки славяне-язычники и без библейских историй недолюбливали дрожащую осину:
в осиновом лесу полным-полно нечисти, зайдешь туда — живым не выберешься.
Ведьмы, готовили дурманящие зелья на костре из осиновых поленьев, а колдуны,
превращались в волков, перекувыркнувшись через осиновый пень.
Честные
люди не хотели иметь дела с Иудиным деревом: для строительства его не брали,
печку им не топили... Да что там! В тени присесть боялись. Хотя, с другой
стороны, считалось, что осина — лучшее средство от нечистых духов. Если
свежими осиновыми листьями выстлать тропинку от дома до большого тракта, по ним
вся пакость мракобесная уйдет из жилища. Главное — сделать это раненько утром
да не зазеваться, убрать листвяную тропку до заката — не то нечисть вернется и
«подкрепление» с собой прихватит.
А уж
если в деревне покойник «сомнительный» появился (например, колдун дух
испустил), тут без осинового кола не обойтись. Его вбивали в могилу, чтобы
ночью упырь не вылез из гроба. Также на кострах из осиновых веток сжигали
ведьм, самоубийц и утопленников. Вот такое несчастное растение... И ведь за что
страдает? Лишь за то, что имеет слишком широкие листья, которым сложно
удержатся на тоненьком гибком черенке. Малейшее дуновение ветерка — и трясется
осина мелкой дрожью, словно от страха...
ПАПОРОТНИК:
Укажи,
где клад?
Вот
уж поистине мистическое растение! Сотни миллионов лет
произрастают папоротники на Земле — и хоть бы хны. Наступал ледник, падал
метеорит, вымерли динозавры, а папоротники и по сей день живут-здравствуют...
Клади, колдунья, и его в котел: знамо дело, без мистики и высших сил здесь не
обошлось.
В
седой древности русичи считали папоротник цветком Перуна — бога-громовержца.
Лишь раз в году, в ночь на Ивана Купалу, можно было увидеть цветение Перунова
цвета: «Ровно в полночь расцветет золотым огненным жар-цветом разрыв-трава,
разорвет тьму ночную, разрушит все узы, все замки от тайн неведомых. И хоть
ярок будет тот цвет, но взор от него отвести не будет силы. Как найдешь цветок
Перуна, иди тогда к своим поселянам. Петь будете вместе, хороводы водить, через
костер прыгать весело. А как наступит предрассветный час, опалите огнем
негасимым колесо — солнца круг, да с горы его в реку пустите, дабы соединить
две стихии, огонь и воду, для плодородия, достатка и счастья единого...»
А
еще верили, будто с расцветом папоротника открываются все клады, в земле
таящиеся. Неизвестно, сколько народу нашло несметные
сокровища, но думается, что немного: не существует в природе цветов
разрыв-травы, не цветет она...
|