Выход в астрал
Четыре уровня Вселенной •
Точка зрения нео-платониста • Материальный, астральный, ментальный и духовный
миры • Наше участие в мирах • Уровни души, задействованные в проекции

Наша Вселенная в целом, согласно западной эзотерической мысли,
представляет собой композицию четырех «миров», или уровней организации сущего.
В порядке восхождения (от низшего к высшему) эти четыре уровня бытия
называются так:
•
Материальный мир.
•
Астральный план.
• Мента
льная сфера.
•
Духовное измерение.
Великий мыслитель — неоплатоник Плотин (203— 269 гг. н. э.) характеризовал
эти уровни так:
•
Мир материи.
•
Низший мир души,
подлинная «душа материальной вселенной», обращенная вниз, к материи.
•
Высший мир души,
обращенный вверх, к Разуму.
• Разум: состояние бытия, которое есть вечное блаженство, мир Идей.
Можно долго спорить насчет того, следует ли эти уровни бытия рассматривать
как строго отдельные один от другого или же как взаимопроникающие. Очень
важный момент тут заключается в том, что эти четыре уровня отличаются один от
другого качественно.
Материальный мир неописуемо сложен и запутан. Он охватывает всю материальную вселенную: нашу планету Земля, нашу Солнечную систему и безграничное восхитительное чудо других солнц, других планетных систем, галактик, туманностей и всего, что лежит за пределами этого: всего, что человек в состоянии распознать, и, несомненно, много большее. В материальной вселенной есть также ее собственные нематериальные силы и потоки, собственный порядок, предопределенность, причинность. Граница между материальным и астральным
миром
не определена — это в принципе невозможно сделать. Оба мира получают жизненно
важное воздействие от высших миров.
Над астральным миром существует («расположен») мир мыслей. На этом уровне
простота и чистота, скромность и непорочность существования уже столь велики,
что уходят почти за пределы описательных возможностей земной речи. Это не тот
разум, что мыслит в словах, но он может найти слова для того, выражение чего
ему необходимо — или он может найти символические формулы: визуальные, звуковые
или другие. Такие символы суть всего лишь инструменты ума, они не часть его
сущности. Это не есть мир процессов логического анализа, индукции и дедукции;
это мир разума в его полноте, просвещенной ясности и блеске, мир мысли, чье
движение — быстрее света.
О мире духовного, измерении Божественности ничто не может быть сказано
кроме как на языке Любви, которая суть всепоглощающая и
всесозидающая, на языке Жизни, в которой бытие и действие —
это не разные вещи, а одно и то же: и на языке Света, чье
великолепие уничтожает все различия и разделения; вдобавок к перечисленному — на
языке несравненного блаженства. Этот мир во всей его полноте можно определить
как высшее существо, то есть это Бог. Но когда мы говорим « Бог Един », это
нужно понимать так, что «Един» означает в действительности весь мир, то есть
всю Вселенную, все духовное бытие, лежащее за пределами того, что может
охватить человеческий разум, весь духовный мир в целом. Обсуждая различные
аспекты духовного мира, мы часто ссылаемся на «божественную природу» ил г «божественный
разум». Суть одна и та же — это божественная реальность, высший мир, Бог.
Если мы рассматриваем эти четыре мира в нисходящем порядке, каждый сообщает
жизнь тому, что лежит ниже, с уменьшающейся энергией и жизненностью при
отдалении от Истока. В то же время верно утверждение, что каждый мир —
необходимая и неотъемлемая часть реализации Великого Замысла бытия, и у
каждого свои характеристики, особенности, своя красота и величие.
Что в таком случае можно сказать о нашем собственном естестве?
Каждый индивидуальный субъект участвует в течение земной жизни в каждом из
четырех миров и во всех сразу; это верно вне зависимости от наличия и уровня
сознательной осведомленности об этом участии, а также вне зависимости от
каких бы то ни было других факторов. Это означает, что естество каждого из
миров присутствует в каждом отдельном человеке.
Физическое тело по своей природе и структуре — такое же, как и весь
материальный мир. Оно поддерживается материальной пищей, оно дышит земной
атмосферой.
Астральный уровень души — одно с астральным миром. Это явления единой
природы. Точно так же, как физическое тело вскормлено составными частями
материального мира, так и астральное тело, астросома,
которое вмещает в себя инстинктивную, эмоциональную и образную (воображение)
функции личности, вскармливается и формируется течениями и потоками, образами
и впечатлениями астрального мира и находится под их воздействием.
С миром разума согласован (соответствует ему) ментальный уровень —
ментальная оболочка, или немасома — каждого человека.
Функции души необходимы для благополучия и здоровья человека как личности.
Функции ментального уровня специфичны. Наиболее заметна среди них функция
рационального мышления, которая имеет отношение не только к абстрактному
мышлению, но также к поддержанию гармонии в деятельности физического и астрального
тела. Рациональность — всего лишь одна из функций ментального уровня души.
Другие его функции связаны непосредственно с высшими способностями как таковыми:
восприятие, осознание и чувствительность по отношению к высшим духовным влияниям,
идущим из духовного мира. Ментальный уровень характеризуется особой
специальной восприимчивостью, необходимой для его собственного правильного
баланса и для равновеоия человека в целом. Восприимчивость к упомянутым выше
духовным воздействиям, исходящим от истинно божественного источника, создает
связи, сперва тонкие и нежные, которые с развитием осознания образуют сильное
соединение, создавая этим человека как целое.
Чтобы упростить понимание, мы можем классифицировать все эти соотношения
следующим образом:
•
Физическое тело,
принадлежащее материальному миру.
•
Астральное тело,
астросома, принадлежащее астральному миру. Эмоциональный и интуитивный уровень
души, истинное местонахождение душевных сил, даров и способностей.
•
Ментальная
оболочка, немасома, принадлежащая ментальному миру. Территория сознания.
Интеллект, высота которого — вне пределов физико-химических и биологических
процессов в мозге. Мозг является лишь инструментом. Уровень души, который
работает с астральным телом и контролирует его, в то время как сам восприимчив
к высшим воздействиям духовного «я».
•
Духовное «я»,
местопребывание и средоточие высоких способностей, даров и высшей власти,
принадлежащее духовному миру. Наивысший, самый сокровенный, священный уровень
души, ответственный за управление высшим разумом и за наполнение его, когда он
к этому готов, вдохновением и экстатическим осознанием (инсайт, или озарение).
Какие уровни души участвуют в астральной проекции?
В астральной проекции, совершаемой волевым усилием и полностью осознанно,
ваше сознание, «мыслящее Я», отделяется и отходит от тела. В этом
действии вы вытягиваете изТаким образом, в осознанной астральной проекции принимают участие
астральная оболочка и астральное тело: то есть они участвуют в осознанном
действии, в результате которого вы, функционируя посредством тела света, начинаете
воспринимать астральный план и действовать там как мыслящее разумное существо.
Точно так же, как сознание, действуя посредством физического тела,
осознает материальный мир, а тонкие миры — очень редко, в особых
обстоятельствах или с применением особых духовных техник — сознание, действующее
в астральном теле, будет осознавать астральный мир и частично материальный, но
не будет воспринимать ментальный. Осознание ментального мира зависит от
духовного развития человека и включает в себя пробуждение полного потенциала
разума под влиянием высших способностей.
Когда человек намеренно отсылает от себя астральное вещество, но не следует
за ним сознанием (подобные техники вы найдете далее в этой книге), действия
проводятся под управлением сознания, но в проекции участвует только астральное
вещество.
Если проекция происходит во время сна, то в ней участвует астральное
вещество — то есть астральное тело путешествует без сопровождения ментальной
оболочки.






